Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная д. 16
Бесплатный звонок по России: 8(800)550-84-40 8(812)313-82-66 8(812)313-82-84
Пн.- Пт. с 9:00 до 18:00
Бухгалтерские и юридические
услуги в Санкт-Петербурге и России
Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная д. 16
Бесплатный звонок по России: 8(800)550-84-40 8(812)313-82-66 8(812)313-82-84
Пн.- Пт. с 9:00 до 18:00

Что делать, если банк заблокировал счет

 

Банки конкурируют между собой за клиентов и заинтересованы в том, чтобы обслуживать их максимально оперативно. Но в некоторых случаях они обязаны применять в отношении клиента ограничительные меры: приостанавливать операции по счету, отказывать в их проведении, ограничивать дистанционный доступ к счету, замораживать (блокировать) денежные средства на счете и т.д.

 

Такая обязанность возникает у банка, если существует риск, что клиент нарушает «антиотмывочное» законодательство. В этом случае банк руководствуется Федеральным законом № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Операции по счету могут быть также ограничены по решению налогового органа, в этом случае банк действует на основании ст.76 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Причину ограничений необходимо узнать в банке!

 

Однако, основными причинами ограничения проведения операций или неисполнения платежного поручения будет:

 

  • недостаточное количество денежных средств на счете;
  • неверное оформление платежных документов;
  • подозрения банка, что совершаются мошеннические действия;
  • приостановление операций по счету по решению налогового органа или прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении налогового органа;
  • подозрения банка, что целью совершения операций может являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма (ОД / ФТ);
  • применение банком мер, предусмотренных п.5 ст.7.7 Федерального закона № 115‑ФЗ.

 

В Российской Федерации с 2001 года действует Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Закон регулирует отношения граждан РФ и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, с государственными органами и Центральным банком РФ в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

 

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны оценивать степень (уровень) риска совершения клиентами подозрительных операций (ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ) и относить каждого клиента к группе риска совершения подозрительных операций.

 

Согласно ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ банки контролируют операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

 

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

 

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;
  • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

 

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории;

 

3) операции по банковским счетам (вкладам):

 

  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

 

4) иные операции с движимым имуществом:

 

  • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  • выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по отдельным видам страхования;
  • предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий;
  • получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;
  • передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;
  • выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, филиалами иностранных банков, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

 

5) операции с цифровыми финансовыми активами;

 

6) получение физическим или юридическим лицом перевода денежных средств, если эти денежные средства поступают от плательщика с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом;

 

7) операции по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом.

 

В целях контроля степени (уровня) риска совершения подозрительных операций банки обязаны относить каждого клиента к одной из трех групп риска:

  1. низкая
  2. средняя
  3. высокая степень (уровень) риска

 

Оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций банками, их клиентами-юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальных предпринимателей осуществляет Банк России в установленном порядке.

 

Для этих целей была создана интернет-платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), которая с 01 июля 2022 года стала доступна для всех кредитных организаций. А с 01 октября 2022 года функционирует в полном объеме, в т.ч. устанавливает порядок исключения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) ЮЛ и ИП в связи с их отнесением к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

 

Банки осуществляют контроль, оценивая степень (уровень) риска совершения клиентом (потенциальным клиентом) подозрительных операций, в том числе для обеспечения прозрачности транзакций. В случае выявления подозрительных операций банки применяют ограничительные меры для их пресечения на основании собственных правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Федеральным законом № 115‑ФЗ. Кроме того, банки информируют уполномоченный орган (Росфинмониторинг) об этих операциях.

 

Банки согласно ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ имеют право применять ограничительные меры по следующим основаниям:

 

  • Наличие подозрений, что целью заключения договора банковского счета (вклада) является совершение операций в целях отмывания доходов (ОД) и финансирования терроризма (ФТ).

 

В этом случае банк может отказать в проведении операции на основании п.11 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ или отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) на основании п.5.2 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ. Если банк принял решение об отказе, он направляет клиенту уведомление об этом и информацию о дате и причинах принятия такого решения в срок не позднее 5 рабочих дней. Соответствующее сообщение банк передает и в Росфинмониторинг.

 

  • Применение мер, предусмотренных п.5 ст.7.7 Федерального закона № 115‑ФЗ.

 

Если и банк, и Банк России относят клиента к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, банк применяет меры, предусмотренные п.5 ст.7.7 Федерального закона № 115‑ФЗ. В этом случае банк:

 

  • не проводит операции, за исключением перечисленных в п.6 ст.7.7 Федерального закона № 115‑ФЗ;
  • при закрытии счета не выдает деньги / не перечисляет на другой счет;
  • прекращает действие банковских карт и электронных кошельков;
  • прекращает использование дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в целях составления, удостоверения и передачи в банк распоряжений на перевод денежных средств.

 

Если банк применил к клиенту меры, предусмотренные п.5 ст.7.7 Федерального закона № 115‑ФЗ, он направляет клиенту уведомление об этом.

 

  • Наличие информации о включении организации или предпринимателя в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета безопасности ООН.
  • Наличие информации о решении уполномоченного органа применить меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (запрет осуществлять операции с денежными средствами и имуществом) (не публикуется в открытом доступе в сети Интернет).
  • Наличие оснований для приостановления операций в соответствии с п.10 ст.7, п.5 ст.7.5, ст.8 Федерального закона № 115‑ФЗ.

 

Непроведение в течение 5 рабочих дней операций, одной из сторон которых являются:

 

  • юридические лица, прямо или косвенно находящиеся в собственности или под контролем лица, денежные средства или иное имущество которого подлежит замораживанию (блокированию);
  • физические или юридические лица, действующие от имени или по указанию вышеуказанного лица;
  • физические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пп.3 п.2.4 ст.6 Федерального закона № 115‑ФЗ.

 

По решению Росфинмониторинга приостановление операций может быть продлено на срок до 30 суток.

 

По решению суда на основании ст.8 Федерального закона № 115ФЗ операции приостанавливаются до отмены такого решения.

 

Также банкам дано право применять ограничительные меры по следующим основаниям, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах РФ:

 

  • обеспечение исполнения решения о взыскании за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств;
  • непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления;
  • неисполнение налогоплательщиком установленной п.5.1 ст.23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по ТКС (телекоммуникационной сети) через оператора электронного документооборота в течение 10 рабочих дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком такой обязанности;
  • неисполнение налогоплательщиком установленной п.5.1 ст.23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • непредставление налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам);
  • обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Если банк посчитает, что операция, которую совершает клиент, подозрительна, то банк воспользуется своим правом:

 

  • запросить (дополнительно запросить) у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д.), использовать иные источники информации;
  • установить срок для представления запрашиваемых документов и информации (в соответствии с условиями заключенного договора и внутренними правилами банка);
  • пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;
  • выезжать по месту ведения бизнеса клиента;
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций;
  • ограничить (лимитировать) ДБО и использование банковских карт.

 

После рассмотрения запрошенных документов банк может:

 

  • провести операцию;
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, к которой ранее клиент был отнесен банком;
  • принять решение о квалификации операции в качестве подозрительной и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию;
  • ограничить использование ДБО, включая банковские карты;
  • принять решение об отказе в проведении операции и направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение.

 

Банк заинтересован в том, чтобы снять на своем уровне подозрения, поэтому он запрашивает у клиента (потенциального клиента) дополнительные документы, изучает и анализирует их. Клиент обязан представить запрашиваемые банком документы (п.14 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ).

 

Если банк отказал в заключении договора банковского счета (вклада) или в проведении операции действия организации или индивидуального предпринимателя должны быть следующими:

 

  1. Получите информацию о причинах принятия банком решения об отказе (банк обязан представить информацию о дате и причинах принятия решения об отказе в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе) (п.13.1-1 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ).
  2. После получения информации о причинах отказа, если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения, подберите документы, которые, по вашему мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа. Представьте их в банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение.
  3. Дождитесь ответа банка (банк обязан сообщить о принятом решении по результатам рассмотрения документов в течение 7 рабочих дней со дня их представления) (п.13.4 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ).
  4. Банк по результатам рассмотрения представленных документов может самостоятельно принять решение об устранении оснований, в соответствии с которыми им ранее было принято решение об отказе, либо оставить решение об отказе в силе.

 

ВАЖНО! Обращение в банк с заявлением о пересмотре решения об отказе не ограничено одной попыткой. В случае выявления новых обстоятельств, документов и т.д. можно собрать новый пакет документов и повторно представить их для рассмотрения в банк.

 

  1. Если банк сообщил, что решение об отказе остается в силе (сообщение о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе), можно обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (МВК) (п.13.5 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ).

 

Однако, нужно учитывать, что обжалованию в МВК не подлежат:

  • ограничение ДБО, блокирование банковской карты;
  • отказ в выпуске / перевыпуске банковской карты;
  • расторжение договора банковского счета по инициативе банка;
  • отказ банка в расторжении договора банковского счета;
  • взимаемые банком комиссии и его тарифная политика;
  • решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) / проведения операции, принятые не на основании п.5.2 и п.11 ст.7 Федерального закона № 115‑ФЗ;
  • решение об отказе в предоставлении кредита;
  • решения об отказе в совершении операций, принятые на основании п.2 и п.8 ст.7.2 Федерального закона № 115‑ФЗ;
  • отнесение Банком России клиента банка (ЮЛ и ИП) к одной из групп риска совершения подозрительных операций;
  • отнесение банком клиента банка (ЮЛ и ИП) к одной из групп риска совершения подозрительных операций, в том числе ограничение ДБО и другие.

 

Для информирования предпринимателей рабочая группа под руководством Банка России разработала Методические рекомендации, которые помогут повысить эффективность взаимодействия с банками, узнать о причинах возможного ограничения операций по счетам, процедуре реабилитации и порядке работы межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

 

 

Однако, если необходима помощь для подготовки ответа в банк с подбором необходимых документов, обращения в банк с заявлением о пересмотре решения об отказе и обращения в МВК ждем вас в ГК «Эклектика».

Специалисты ГК «Эклектика» готовы решить вашу проблему в максимально короткие сроки.

Все консультации проводят наши высококвалифицированные, аттестованные специалисты, имеющие более чем 10-летний опыт работы с клиентами.

Записывайтесь на встречу и консультацию по тел.: +7 (812) 313-82-66

 

 

Заказать звонок

Спасибо за оставленную заявку. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Я согласен на обработку моих персональных данных
Точный расчёт на почту

Спасибо за оставленную заявку. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Я согласен на обработку моих персональных данных