Схемы «Дробления бизнеса» находятся в числе одних из самых распространенных способов оптимизации налогообложения. С понятием «Дробление бизнеса» связана значительная доля претензий налоговых органов. Однако, понятие «Дробление бизнеса» не закреплено ни в одном нормативно- правовом акте.
В обобщенном виде можно сказать, что дробление бизнеса проявляется в создании искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом, получение необоснованной налоговой выгоды достигается в результате применения инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующих действующему законодательству. Наиболее часто встречаются схемы, связанные с формальным переводом деятельности на подконтрольные организации или ИП.
Общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности, зафиксированы в Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@. Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие обстоятельства:
- дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
- применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
- налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
- участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
- создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
- несение расходов участниками схемы друг за друга;
- прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
- отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
- использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
- единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
- фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
- единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
- представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
- показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
- данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
- распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.
Но, как действовать предпринимателю, если его бизнес требует реформы, связанной с повышением устойчивости развития предприятия, целями которой будут:
- защита прав участников (учредителей);
- развитие механизмов корпоративного управления;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- достижение прозрачности финансово — экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- повышение квалификации работников предприятия.
Действующий Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 №118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» в программу реформы предприятия включает деловые цели в следующих областях:
- снабженческо — сбытовой политики предприятия;
- ценовой политики предприятия;
- финансовой политики предприятия;
- инвестиционной политики предприятия;
- кадровой политики предприятия.
Только в этом случае деловой целью дробления бизнеса будет повышение эффективности бизнес-процессов (повышение эффективности управления, рост стоимости бизнеса, увеличение денежных средств группы/холдинга с целью инвестирования в бизнес), что приведет к росту налогов, и как следствие — изменение параметров налогообложения.
Основные аспекты, на которые необходимо обращать внимание при реформировании бизнеса:
- компания и взаимозависимые лица – самостоятельные субъекты с различными целями и видами деятельности, у них собственные штаты сотрудников, разные руководители;
- юридические адреса участников группы не совпадают;
- у компаний отдельные вывески, телефонные номера и информационные базы;
- отсутствует единый документооборот;
- организации не несут расходы друг за друга;
- компания и взаимозависимые с ней контрагенты образованы в различные периоды. Сама компания создана задолго до регистрации контрагентов, но не занималась деятельностью, которую ведут контрагенты.
Особое внимание при реформировании бизнеса следует уделить оценке налоговых рисков:
- вследствие взаимозависимости участников;
- вследствие идентичности видов деятельности участников;
- вследствие признания формальной деятельности участников схемы;
- признания схемой дробления бизнеса по совокупности и взаимосвязанности полученных налоговыми органами доказательств:
- вследствие согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью минимизации налоговой обязанности;
- доначисления сумм налогов всем участникам схемы.
Несомненно, налоговые риски, требуют экономического, информационного и документального обоснования хозяйственных операций.
Создание холдинговой структуры путем реформирования бизнеса доказательно должно приводить к синергетическому эффекту. Для обоснования деловой цели, коммерческой осмотрительности через экономический результат необходимо проводить процедуры разработки бизнес-стратегии и анализ рисков (формирование бюджетов структурных единиц холдинга, формирование бизнес-планов, оценка операционного, финансового рисков), анализ контрагентов (анализ ликвидности и устойчивости контрагента, анализ деловой активности и рентабельности контрагента, информационный анализ контрагента), а также оценку эффекта и эффективности деятельности холдинговой структуры (оценка эффективности сделок, анализ безубыточности, анализ денежных потоков, анализ инвестиционных проектов).
Статью подготовила — ведущий аудитор компании Толмачёва И.Н.
Если у вас есть вопрос или вам нужна консультация по налогообложению или бухгалтерскому учету, специалисты ГК «Эклектика»
готовы решить вашу проблему в максимально короткие сроки.
Все консультации проводят наши высококвалифицированные, аттестованные специалисты, имеющие более чем 10-летний опыт работы с клиентами .
Записывайтесь на встречу и консультацию по тел.: +7 (812) 313-82-66