Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная д. 16
Бесплатный звонок по России: 8(800)550-84-40 8(812)313-82-66 8(812)313-82-84
Пн.- Пт. с 9:00 до 18:00
Бухгалтерские и юридические
услуги в Санкт-Петербурге и России
Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная д. 16
Бесплатный звонок по России: 8(800)550-84-40 8(812)313-82-66 8(812)313-82-84
Пн.- Пт. с 9:00 до 18:00

Закон о рекламе – что изменилось с 1 сентября 2022 года. Отвечаем на вопрос клиента

 

На вопрос об изменениях в законе «О рекламе», а так же о новых правилах маркировки рекламы с 1 сентября 2022 года отвечает ведущий аудитор компании Эклектика»

 

Вопрос:

—  Подскажите пожалуйста, вам что-то известно о новом законе о рекламе? Сейчас о нем стали везде говорить, но внятного ничего нет.

 

Ответ:

На Ваш запрос об изменениях в рекламной деятельности отвечаем следующее:

 

Новые правила размещения цифровой рекламы с 1 сентября 2022 года

С 1 сентября 2022 года вступили в силу многочисленные изменения, внесенные в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (*), регламентирующие порядок, процедуры размещения digital-рекламы (цифровой рекламы) с целью ее прослеживаемости  посредством  обязательной маркировки  и размещения информации о ней для учета и контроля в Едином реестре интернет рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора (https://erir.grfc.ru/).

Новый закон охватывает всех участников цепочки: рекламодателей, рекламные системы, паблишеров и посредников (агентства и фрилансеров). Информацию от них будет передаваться в ЕРИР через операторов рекламных данных (ОРД).

 
Немного о терминах:

 

  • ЕРИР — создаваемый Роскомнадзором Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) https://erir.grfc.ru/. Это единая информационная система учета рекламы, база данных, в которой будет храниться информация о всей digital-рекламе, запускаемой на территории РФ.
  • Операторы рекламных данных (ОРД) – организации, обладающие высокотехнологичной инфраструктурой,  специальными ПО (которые предназначены для установления факта распространения рекламы в интернете)  и имеют разрешение аккумулировать информацию. ОРД будут предоставлять данные в ЕРИР, предварительно собрав их от участников, рекламодателей, рекламных платформ.
  • Токен — идентификатор рекламы (ID), который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в сети «Интернет» рекламы и учета информации о ней.
  • Рекламодатели— те, кто рекламирует свои услуги или товары.
  • Рекламораспространители — юридические, физические лица, ИП, которые осуществляют, организуют распространение диджитал-рекламы.
  • Рекламные системы— это в том числе социальные сети и сервисы обмена мгновенными сообщениями. 
  • Площадки— информационные ресурсы, которые распространяют рекламу.
  • Посредники— агентства и фрилансеры, участвующие в размещении рекламы клиентов.

 

Как выглядит новая модель учета интернет-рекламы

Итак, перед тем как распространить интернет-рекламу, отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем должны обратиться в ОРД, которых отбирает специальная комиссия Роскомнадзора, поскольку именно на них возложены обязательства по сбору, обработке и подаче сведений в ЕРИР. Реестр ОРД формируется  по результатам отбора, который проводится специальной Комиссией Роскомнадзора.

Принцип работы ОРД немного напоминает операторов фискальных данных для ФНС.

 

Примечание: с 1 сентября в тестовом режиме работают 7 операторов: Медиаскаут (МТС), OЗОН-ОРД, ОРД-А (AmberData), ОРД-Лаборатория разработки (СБЕР), Первый ОРД («Вымпелком»), «Яндекс» и VK.

Количество ОРД в законе не ограничено. Но чтобы получить такой статус, необходимо иметь российское юридическое лицо с УК не менее 200 млн. руб. и договоры с рекламными системами и рекламораспространителями.

Закон не дает указаний о стоимости услуг ОРД, однако не запрещает им взимать комиссию за передачу информации в ЕРИР.

После регистрации каждый  рекламный креатив будет помечаться специальным маркером, уникальным идентификатором (ID) рекламного объявления — токеном, полученным у ОРД.

Затем ОРД передают данные в ЕРИР,  оттуда информация поступает в ФНС и ФАС, которые будут учитывать эти данные при контроле за рекламой.

 

Схематично это выглядит примерно так:

reklama-new

Ответственность за достоверность, полноту и качество переданной информации относится ко всем участникам процесса.

 

Рассмотрим некоторые вопросы более подробно.

 
Кто обязан передавать информацию о рекламе

В Роскомнадзор попадают данные про сам рекламный контент, о том, кто его разместил и для кого, т.е. участниками маркировки становятся рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем.

Сообщать о размещаемой в интернете рекламе должны не все, а только юридические лица, предприниматели и физические лица, подходящие под критерии, установленные постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 (*):

  • все рекламодатели, не обладающие исключительным правом на объекты рекламы;
  • все рекламодатели, которые не являются изготовителями или продавцами товаров;
  • все рекламораспространители (ЮЛ, ФЛ, ИП), которые осуществляют и (или) организуют распространение в сети «Интернет» рекламы любых рекламодателей в том числе рекламы, распространяемой в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
  • рекламораспространители, являющиеся операторами поисковых систем, владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети «Интернет», включая организаторов мессенджеров.

За участников первых двух пунктов информацию о рекламе и сведения обязаны передавать рекламораспространители или операторы рекламных систем, заключившие договора об исполнении этих обязательств.

 

Как предается  информация Роскомнадзору

Передача предоставленных Роскомнадзору от ОРД данных осуществляется в течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором была размещена реклама, посредством специального ПО, требования к которому содержаться в приказе от 11.04.2022 № 64 (*).

Взаимодействие осуществляется исключительно в электронном формате с использованием автоматически формируемых в Личном кабинете форм документов. Взаимодействие ЕРИР и ПО, используемого ОРД, и предназначенного для установления факта распространения в сети «Интернет» рекламы, предусматривает обмен информацией по защищенным каналам связи, исключающим доступ третьих лиц, с использованием технологии шифрования.

Электронный документ, содержащий информацию о рекламе, подписывается лицом, уполномоченным на его подписание соответственно рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламных систем, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».

 

Что такое маркировка интернет-рекламы

Например, продавец обуви запустил контекстную рекламу магазина. Этой рекламе ОРД присваивает свой уникальный токен, по которому потом можно определить рекламодателя в ЕРИР.

Маркировка рекламного объявления включает несколько обязательных составляющих:  

  • Предоставление информации о конечном заказчике 
  • Указание на рекламодателя и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе
  • Добавление пометки «Реклама» к рекламным креативам
  • Получение токена

 Маркировке подлежат все виды интернет-рекламы: 

  • Контекстная и таргетированная
  • Медийная
  • Интеграция у блогеров
  • Нативная реклама в соцсетях, на сайте, в мессенджерах

 Разрешается не маркировать: 

  • Внутреннюю рекламу. Например, e-mail рассылку и push-уведомления для своей базы клиентов
  • Рекламу для ТВ и радио, которая вышла в интернете в таком же виде
  • Рекламу в интернете, если у рекламодателя есть исключительные права на рекламу этого товара
  • Рекламу для иностранного потребителя
  • Социальную рекламу

Выявлением немаркированной рекламы будут заниматься Роскомнадзор и ФАС.

 

Какие данные от участников цепочки будут поступать в ЕРИР

Участники рынка размещения интернет-рекламы обязаны передать:

  • Информацию о рекламном продукте: целевая аудитория, где размещается реклама, дизайн или видео, id-номер рекламы
  • Данные участников рекламной кампании: название рекламодателя, ИНН, адрес, описания действий: исполнитель, рекламодатель или посредник
  • Даты и ссылки на размещение
  • Сканы договоров о размещении рекламы между всеми участниками цепочки с информацией о платежах по договорам
  • Данные о рекламных объявлениях: (образцы креативов, метаданные, показы и площадки, стоимость, заказчики, статистика по каждому креативу)

Если в цепочке принимает участие много разных посредников, то в ЕРИР подаются данные всех, кто участвует в цепочке до размещения рекламы.

 

В итоге доступ к информации получат все участники цепочки, а также ФАС, ФНС и Роскомнадзор. При этом каждый участник получит доступ к той информации, которая непосредственно к нему относится.

 

***

Важно!

Рекомендуем рекламодателям внести изменения в договоры с агентствами, чтобы возложить на них обязательства по передаче данных. Рекламодателям будут доступны Личные Кабинеты ЕРИР (с авторизацией через Госуслуги) – здесь будут храниться сведения о заключенных договорах и зарегистрированных креативах.

 

Этапы внедрения требований закона о маркировке

Новые правила планируется внедрять постепенно. До 31 октября вводится переходный период, в течение которого у участников рынка будет возможность подготовиться к учету интернет — рекламы, после чего начнется регулярная работа с ЕРИР.

Подготовительный этап

До 1 сентября кандидаты в операторы рекламных данных протестируют новую систему и свои сервисы.

Этап отладки взаимодействия

С 1 по 30 сентября операторы начнут принимать данные от участников рынка, присваивать идентификаторы креативам. Рекламодателям откроется доступ к зарегистрированным договорам и креативам в личных кабинетах ЕРИР (предполагается авторизация через портал Госуслуг). 

Этап завершения переходного периода

С 1 по 31 октября будут утверждены ОРД. Информацию начнут вносить в Личные кабинеты участников рынка в ОРД. 

Этап старта работы по обновленным требованиям

Рекламодатели получат доступ к данным по зарегистрированным актам. ФНС станет доступна информация ЕРИР по актам, а ФАС — по креативам и показам. 

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена в п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в ред. от 14.07.2022 N 259-ФЗ) и влечет наложение административного штрафа:

  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 4 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 рублей.

 

Роскомнадзор сообщает, что штрафовать за неисполнение требований законодательства о  цифровой рекламе не будут до марта 2023 года.

 

(*) Документы

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ;

Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 326-ФЗ, от 28.06.2022№ 232-ФЗ);

 

Во исполнение положений статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Правительством РФ утверждены:

— Критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в сети «Интернет» рекламу, к лицам, обязанным предоставлять информацию о рекламе в Роскомнадзор (постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948);

— Состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором

(распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р);

— Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», включая порядок, сроки и формат предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе (постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 974);

— Положение о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных

(постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 966);

— Правила предоставления Роскомнадзором доступа ФАС России и ФНС к информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе России

(постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 969);

 

Роскомнадзором утверждены:

— Требования к программам для ЭВМ, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в сети «Интернет» и предоставления информации в Роскомнадзор

(приказ от 11.04.2022 N 64);

— Состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, имеющейся у Роскомнадзора, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, а также порядок предоставления такой информации (приказ от 11.04.2022 N 63);

— Порядок ведения реестра операторов рекламных данных (приказ от 11.04.2022 N 62).

 

Статью подготовила — ведущий аудитор компании Басыня Н.К.

 

Если у вас есть вопрос или вам нужна консультация, специалисты ГК «Эклектика» готовы решить вашу проблему в максимально короткие сроки.

Все консультации проводят наши высококвалифицированные, аттестованные специалисты, имеющие более чем 10-летний опыт успешный работы с клиентами.

Записывайтесь на встречу по тел.: +7 (812) 313-82-66

Заказать звонок

Спасибо за оставленную заявку. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Я согласен на обработку моих персональных данных
Точный расчёт на почту

Спасибо за оставленную заявку. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Я согласен на обработку моих персональных данных