С нами можно связаться по телефону:
График работы:
Пн.- Пт. с 9:00 до 18:00Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная д. 16
На вопрос об изменениях в законе «О рекламе», а так же о новых правилах маркировки рекламы с 1 сентября 2022 года отвечает ведущий аудитор компании Эклектика»
Вопрос:
— Подскажите пожалуйста, вам что-то известно о новом законе о рекламе? Сейчас о нем стали везде говорить, но внятного ничего нет.
Ответ:
На Ваш запрос об изменениях в рекламной деятельности отвечаем следующее:
С 1 сентября 2022 года вступили в силу многочисленные изменения, внесенные в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (*), регламентирующие порядок, процедуры размещения digital-рекламы (цифровой рекламы) с целью ее прослеживаемости посредством обязательной маркировки и размещения информации о ней для учета и контроля в Едином реестре интернет рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора (https://erir.grfc.ru/).
Новый закон охватывает всех участников цепочки: рекламодателей, рекламные системы, паблишеров и посредников (агентства и фрилансеров). Информацию от них будет передаваться в ЕРИР через операторов рекламных данных (ОРД).
Итак, перед тем как распространить интернет-рекламу, отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем должны обратиться в ОРД, которых отбирает специальная комиссия Роскомнадзора, поскольку именно на них возложены обязательства по сбору, обработке и подаче сведений в ЕРИР. Реестр ОРД формируется по результатам отбора, который проводится специальной Комиссией Роскомнадзора.
Принцип работы ОРД немного напоминает операторов фискальных данных для ФНС.
Примечание: с 1 сентября в тестовом режиме работают 7 операторов: Медиаскаут (МТС), OЗОН-ОРД, ОРД-А (AmberData), ОРД-Лаборатория разработки (СБЕР), Первый ОРД («Вымпелком»), «Яндекс» и VK.
Количество ОРД в законе не ограничено. Но чтобы получить такой статус, необходимо иметь российское юридическое лицо с УК не менее 200 млн. руб. и договоры с рекламными системами и рекламораспространителями.
Закон не дает указаний о стоимости услуг ОРД, однако не запрещает им взимать комиссию за передачу информации в ЕРИР.
После регистрации каждый рекламный креатив будет помечаться специальным маркером, уникальным идентификатором (ID) рекламного объявления — токеном, полученным у ОРД.
Затем ОРД передают данные в ЕРИР, оттуда информация поступает в ФНС и ФАС, которые будут учитывать эти данные при контроле за рекламой.
Схематично это выглядит примерно так:
Ответственность за достоверность, полноту и качество переданной информации относится ко всем участникам процесса.
Рассмотрим некоторые вопросы более подробно.
В Роскомнадзор попадают данные про сам рекламный контент, о том, кто его разместил и для кого, т.е. участниками маркировки становятся рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем.
Сообщать о размещаемой в интернете рекламе должны не все, а только юридические лица, предприниматели и физические лица, подходящие под критерии, установленные постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 (*):
За участников первых двух пунктов информацию о рекламе и сведения обязаны передавать рекламораспространители или операторы рекламных систем, заключившие договора об исполнении этих обязательств.
Передача предоставленных Роскомнадзору от ОРД данных осуществляется в течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором была размещена реклама, посредством специального ПО, требования к которому содержаться в приказе от 11.04.2022 № 64 (*).
Взаимодействие осуществляется исключительно в электронном формате с использованием автоматически формируемых в Личном кабинете форм документов. Взаимодействие ЕРИР и ПО, используемого ОРД, и предназначенного для установления факта распространения в сети «Интернет» рекламы, предусматривает обмен информацией по защищенным каналам связи, исключающим доступ третьих лиц, с использованием технологии шифрования.
Электронный документ, содержащий информацию о рекламе, подписывается лицом, уполномоченным на его подписание соответственно рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламных систем, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».
Например, продавец обуви запустил контекстную рекламу магазина. Этой рекламе ОРД присваивает свой уникальный токен, по которому потом можно определить рекламодателя в ЕРИР.
Маркировка рекламного объявления включает несколько обязательных составляющих:
Маркировке подлежат все виды интернет-рекламы:
Разрешается не маркировать:
Выявлением немаркированной рекламы будут заниматься Роскомнадзор и ФАС.
Участники рынка размещения интернет-рекламы обязаны передать:
Если в цепочке принимает участие много разных посредников, то в ЕРИР подаются данные всех, кто участвует в цепочке до размещения рекламы.
В итоге доступ к информации получат все участники цепочки, а также ФАС, ФНС и Роскомнадзор. При этом каждый участник получит доступ к той информации, которая непосредственно к нему относится.
***
Важно!
Рекомендуем рекламодателям внести изменения в договоры с агентствами, чтобы возложить на них обязательства по передаче данных. Рекламодателям будут доступны Личные Кабинеты ЕРИР (с авторизацией через Госуслуги) – здесь будут храниться сведения о заключенных договорах и зарегистрированных креативах.
Новые правила планируется внедрять постепенно. До 31 октября вводится переходный период, в течение которого у участников рынка будет возможность подготовиться к учету интернет — рекламы, после чего начнется регулярная работа с ЕРИР.
Подготовительный этап |
До 1 сентября кандидаты в операторы рекламных данных протестируют новую систему и свои сервисы. |
Этап отладки взаимодействия |
С 1 по 30 сентября операторы начнут принимать данные от участников рынка, присваивать идентификаторы креативам. Рекламодателям откроется доступ к зарегистрированным договорам и креативам в личных кабинетах ЕРИР (предполагается авторизация через портал Госуслуг). |
Этап завершения переходного периода |
С 1 по 31 октября будут утверждены ОРД. Информацию начнут вносить в Личные кабинеты участников рынка в ОРД. |
Этап старта работы по обновленным требованиям |
Рекламодатели получат доступ к данным по зарегистрированным актам. ФНС станет доступна информация ЕРИР по актам, а ФАС — по креативам и показам. |
Ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена в п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в ред. от 14.07.2022 N 259-ФЗ) и влечет наложение административного штрафа:
Роскомнадзор сообщает, что штрафовать за неисполнение требований законодательства о цифровой рекламе не будут до марта 2023 года.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ;
Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 326-ФЗ, от 28.06.2022№ 232-ФЗ);
Во исполнение положений статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Правительством РФ утверждены:
— Критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в сети «Интернет» рекламу, к лицам, обязанным предоставлять информацию о рекламе в Роскомнадзор (постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948);
— Состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором
(распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р);
— Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», включая порядок, сроки и формат предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе (постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 974);
— Положение о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных
(постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 966);
— Правила предоставления Роскомнадзором доступа ФАС России и ФНС к информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе России
(постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 969);
Роскомнадзором утверждены:
— Требования к программам для ЭВМ, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в сети «Интернет» и предоставления информации в Роскомнадзор
— Состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, имеющейся у Роскомнадзора, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, а также порядок предоставления такой информации (приказ от 11.04.2022 N 63);
— Порядок ведения реестра операторов рекламных данных (приказ от 11.04.2022 N 62).
Статью подготовила — ведущий аудитор компании Басыня Н.К.
Если у вас есть вопрос или вам нужна консультация, специалисты ГК «Эклектика» готовы решить вашу проблему в максимально короткие сроки.
Все консультации проводят наши высококвалифицированные, аттестованные специалисты, имеющие более чем 10-летний опыт успешный работы с клиентами.
Записывайтесь на встречу по тел.: +7 (812) 313-82-66
Спасибо за оставленную заявку. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за оставленную заявку. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.